1

Тема: Мордвес в послевоенное время

Отгремели залпы последних победных салютов. В родные края возвращались доблестные воины, чтобы начать заново возрождать разрушенное, истерзанное войной хозяйство, чтобы дать новую жизнь уставшей, замученной войной земле.

А природа не скупилась на новые испытания для людей. Страшный неурожай 1946 года, а за ним и голод, отнимали последние силы и надежду на лучшее будущее.

Далеко не все освободители вернулись на родную Мордвесскую землю. Не было лошадей, упряжи, семян, разваливались постройки для скота.

Страна нуждалась в финансовой помощи, и первыми эту помощь оказывали сами люди, ежегодно подписываясь на государственный заём для восстановления и развития народного хозяйства страны. Каждый отдавал за год свою месячную зарплату, а колхозники, не получавшие зарплаты, продавали на заём последнюю скотину. Кроме того, каждый колхозник, имеющий скот, сдавал стране молоко, мясо, шерсть, яйца, все платили денежный налог.

Подростки 13-14 лет считались взрослыми и работали на самых тяжёлых работах: пахали землю, иногда и на себе, возили мешки с тяжёлым зерном, в район на заготовку, косили луга и хлеба, а по ночам в рабочую пору скирдовали хлеб. Откуда только брались силы!

Но постепенно страна залечивала тяжелые раны.

Люди сделали, казалось бы, невозможное. Народное хозяйство начало набирать темпы, а вместе со своей страной поднимался и наш Мордвесский район.

В 50-60–е годы была проведена электрификация района, построена автодорога в четыре километра, соединявшая посёлок Мордвес с автомагистралью Москва-Воронеж, введены в строй действующие в п. Мордвес: школа, больница, Дом культуры, столовая, детский сад (до 1963 года), хлебозавод, аптека, несколько магазинов.

Вот, что пишет в своих воспоминаниях бывший председатель райисполкома Мордвесского района Баранов Василий Евсеевич:

«Районный центр к тому времени не имел хорошей связи с областным центром и другими районами: не было благоустроенной автомобильной дороги. Плохое сообщение сказывалось на всех делах и доставляло много неприятностей для жителей района. К 1958 году по территории района началось строительство автомагистрали Москва-Воронеж, которая проходила в четырех километрах от Мордвеса. Это нас подзадоривало, заставляло торопиться. Необходимо было не упустить время… В 1961 году открылось движение по дороге п. Мордвес – автомагистраль Москва-Воронеж, и районный центр с того времени получил надёжную связь со всеми хозяйственными, культурными центрами страны. Активное участие в возведении всех строек принимали жители п. Мордвес и района. С лопатами в руках, бесплатно рыли они траншеи под фундаменты школы, больницы, Дома культуры и других зданий, грузили и разгружали строительные материалы, выполняли вспомогательные работы… На селе строились животноводческие помещения, школы, магазины и другие объекты. Так рос и хорошел мой родной край в те годы, где я более 20 лет жил и трудился».

Мордвесский район просуществовал до 1963 года, а в 1963 году вошёл в состав Веневского района.

Но посёлок продолжал благоустраиваться и расти. В 1971 году около парка возвели водонапорную башню. Построили новые жилые дома на улицах Привокзальная, Почтовая и Садовая. Одной из самых последних построек того времени являются два трёхэтажных дома с аптекой на пересечении улиц Почтовая и Советская.